Tuesday, July 10, 2018

Лучшие фильмы для детей и юношества: "Вам и не снилось..."


Кажется, еще вчера мы с дочкой смотрели "Приключения Электроника", и вот доросли до "Вам и не снилось..." - этот удивительно тонкий, трогательный, чуткий и мудрый фильм о первой любви. На первый взгляд, Галина Щербакова написала версию веками знакомой всем истории, поместив классических героев, юных Ромео и Джульетту, в новое время - начало 80-х - и новое место - в СССР. Обстоятельства при этом слишком не поменялись: все та же вражда семейств и убийственное непонимание взрослых, способное довести ранимое детское сердце до трагедии. Филигранная работа любимейших советских актеров (Елена Соловей, Ирина Мирошниченко, Лидия Федосеева-Шукшина, Альберт Филозов, Леонид Филатов и другие) и мастерство Ильи Фрэза, режиссера-постановщика, снявшего много других прекрасных фильмов для детей и юношества, и что особенно важно - очень непосредственная, естественная игра молодых актеров Татьяны Аксюты и Никиты Михайловского, - все это вместе взятое само по себе уже делает фильм выдающимся. Но это далеко не все. Под внешней, казалось бы, предсказуемостью сюжета кроется незаурядная философская глубина, что возвышает "Вам и не снилось", как я считаю, до уровня лучших фильмов о любви вообще, не столько даже о романтической любви, сколько о любви как смысле жизни. Поддерживают эту филоофскую идею картины, как мне кажется, три элемента.


Противопоставление двух любовных сюжетов 

С одной стороны, чистейшая любовь юных Ромы и Кати, которые принимают друг друга и обрушившееся на них чувство просто как есть, без излишних суждений, выискивания каких-то недостатков (недостаточности!) друг в друге, или подвоха со стороны жизни. Они встретились - и словно срослись две половинки одного целого. "Как они не понимают, что нас невозможно разделить?" Так бывает - такое может быть со всеми, в любом возрасте, если душа не закрылась. Такое может случиться и в юности! И с другой стороны - история любви Татьяны с человеком, которого она усиленно пытается подтянуть до уровня Чехова, с которым общего у него только одно - профессия врача. И его же, в свою очередь, усиленные попытки приземлить ее, требования не только перестать переделывать его - но и переделаться самой, стать обычной, "глупой бабой". Неудивительно, что в этих бесконечных кровопролитных боях, в этих претензиях друг к другу искреннему чувству не остается места, не остается шанса выжить.

Диалог Кати и Танечки

Именно этот диалог, мне кажется, и по сути, и по своему месту в фильме, является кульминацией - не столько сюжета, сколько авторской идеи. С небольшими сокращениями, просто приведу его здесь:

- Ромка дурак, он отрастил себе такое чувство долга, что его уже и носить нельзя.
- Девочка моя, когда у тебя будет муж, ты поймешь, как это надежно и спокойно - иметь человека с чувством долга.
- Чепуха! Я думала над этим. Долгом человека только вяжут.
- Но ведь должно же быть что-то, побуждающее человека ухаживать за больными, кормить стариков, беречь детей?
- Только любовь вправе побуждать.
- Но все-таки любовь меньшей всей жизни. Поверь, девочка, мне на слово.
- А как вы живете без любви?

Этот последний вопрос в лоб, на который ответ дать просто невозможно! 
И в подтверждение своей мысли о том, что любовь - основа всего и что жизнь без нее бессмысленна, Катя пишет в очередном письме Роме: "Танечка говорит, что жизнь больше любви, а глаза у самой тоскливые, как у больной собаки..."

"Последняя поэма"

Одна из прекраснейших песен всех времен, музыка Алексея Рыбникова, слова Рабиндраната Тагора в переводе Аделины Адалис. Эти слова (немного измененные в песне) - отнюдь не прощальная любовная песнь, а гимн всеторжествующей, вечной любви, любви как основы бытия! Это не единственный случай в советском кинематографе, когда, кажется, сами авторы не вполне понимали весь смысл и всю мощь своего создания.

Ветер ли старое имя развеял?
Нет мне дороги в мой брошенный край...
Если увидеть пытаешься издали, -
Не разглядишь меня...

Друг мой,
Прощай!
Знаю - когда-нибудь в полном спокойствии,
В позднем покое когда-нибудь, может быть,
С дальнего берега давнего прошлого
Ветер весенний ночной принесет тебе вздох от меня!
Цветом бакуля опавшим и плачущим
Небо тебя опечалит нечаянно, -
Ты погляди, не осталось ли что-нибудь
После меня?...
В полночь забвенья
На поздней окраине
Жизни твоей
Погляди без отчаянья, -
Вспыхнет ли?
Примет ли облик безвестного сонного образа,
будто случайного?...

...Это не сон!
Это - вся правда моя, это - истина,
Смерть побеждающий вечный закон.
Это - любовь моя!
Это сокровище -
Дар неизменный тебе, что давно еще
Был принесен...
В древний поток изменений заброшена,
Я уплываю, - и время несет меня
С края на край,
С берега к берегу, с отмели к отмели...
Друг мой, прощай!

Я люблю исполнение этой песни в фильме и всегда вспоминаю, как в детстве Андрей принес ее магнитофонную запись, и мы не верили своему счастью. Я тогда записала слова этой песни в общую тетрадку, в которой были заисаны слова всех наших с братом любимых песен, с рисунками или вырезками из журналов, открыток и т.д. (Должно быть, и теперь эта тетрадка пылится где-то на антресолях в родительской квартире!) И название группы мне казалось необычным - "33 1/3". А сегодня нашла старую запись - исполнение ансамблем "Ялла", которое, обернув песню восточными нотами, как раз обнажает глубокий философский подтекст.


Я думала вчера после просмотра, когда мы с дочкой уже посидели бок о бок, не в силах даже сказать ничего кроме как "Какой фильм замечательный!" - что не могу вспомнить ни одного другого фильма для подростков, который бы сравнился с этим. В жизни, конечно, есть место трагедии, и есть души, которым необходимо взглянуть на истории разбитой любви как раз с точки зрения их трагичности. Трагедии - это как тревожный барабанный бой, чтобы, если душа уснула - она смогла проснуться, встрепенуться! Но трагичные истории и нужны, и полезны далеко не всем! И помимо барабанов еще множество инструментов. Этот фильм - скорее мелодия для флейты  он говорит на более утонченном, интимном языке. Душе обязательно нужна надежда, нет, пожалуй, даже не так - душе необходима вера, душе необходимо видеть свет в конце тоннеля, знать, что он существует и что он побеждает всё. И вот таких проницательных, одновременно и умных, и добрых, и честных, и светлых, и смешных, и дающих силы следовать зову сердца и знать, что свет не затмить ничем, - таких фильмов для юношества очень мало, да и не только для юношества. И может быть это не то, что авторы задумывали сказать, но это то, что у них - по счастливому стечению обстоятельств или по велению свыше - получилось сказать. 

No comments:

Post a Comment