Saturday, July 15, 2017

О писательской жизни летом


Вообще-то по законам композиции не рекомендуется помещать объект фотографии прямо в середину. Считается, что гармоничнее, когда объект чуть-чуть (или сильно) справа или чуть-чуть (или сильно) слева. Но что считать объектом фотографии в данном случае? Мне не хотелось ради композиции обрезать величественный контур Олимпийских гор с одной стороны и кромсать пышность сосновых веток с другой. Вот и получилось, что солнце и маяк у меня по центру. Но моей задачей было вовсе не показать строгие в стиле арт-деко линии маяка или круглость солнечного шара. Моей задачей было передать атмосферу летнего вечера с его завораживающими закатами, теплоту воздуха, гармонию момента... Любые технические рекомендации важны, только если они соответствуют нашей внутренней творческой задаче, если они помогают ей. Если же нет, не только можно, а и нужно игнорировать любые рекомендации вообще! У большинства советчиков нет дара ясновидения, и как правило они рубят с плеча. Нужно напоминать себе, что 
общие рекомендации таковыми и являются - общими.


Вместе с сегодняшним закатом перевалит за серединку и нынешнее лето. Но это если по российским меркам считать. По американским-то оно все еще набирает обороты! По американским, впереди еще больше двух летних месяцев! И опять же - хорошо, когда у тебя на вообружении есть более чем один стандарт. Это дает тебе преимущество - дает гибкость. Применяй какой удобно, какой нужно именно сейчас. Я, например, не жду 20-х чисел июня, чтобы внутренне "объявить" лето - для меня оно начинается по-русски, уже 1 июня. Точно так же 31 августа оно не окончится, а протянется по-американски, до конца сентября! Долгое мое лето!

Чем же писатель занимается этим долгим летом?
Разным! 
Есть домашние дела, которые хоть и не очень хочется, но потихоньку приходится делать. Отвоевываю у хаоса потихонечку. Хотя воевать - совсем не мое. Надо прийти к какой-то миролюбивой метафоре. Глядишь, и дело заспорится!

Есть увлечения, которыми этим летом снова  горю, отчасти потому что дочка тоже заинтересовалась. Дело в том, что я люблю ходить по магазинчикам, торгующим всяким старьем - и просто глазеть, как в музее, и находить для себя какие-то нехитрые, но приносящие необыкновенную радость сокровища. Вот буквально вчера пополнила свою коллекцию винтажного стекла. Впрочем, об этом я скорее напишу в своем другом блоге, на английском (там много благодарных читателей, которым именно эта тема будет интересна, к тому же это надо с фотографиями).

Есть моя любимая семья, с которой мы проводим время сейчас более неспешно, чем в дождивый сезон - дочка на каникулах, а в честь Дня независимости и у мужа был небольшой передых. Муж частенько стал что-то готовить на гриле - чаще лосось, который у него получается великолепно, но делал и вкусные лэмбургеры (котлетки из ягнятины), и курицу, и овощи запекал. Ходим в парки, любим провожать солнышко, благодаря его за еще один прекрасный день...

И еще писатель пишет! С Андреем мы работаем над новой сказкой, надеемся выпустить новую книжку в этом году. Она будет из другой серии, не про Аню. Хотя мои миры все взаимосвязаны. Но и помимо этого я много чего пишу. Есть новые рассказы, есть эссе. Почему-то именно личные эссе хорошо пошли этим летом. Недальновидно, мягко говоря, считать мемуарную прозу неким "подведением жизненных итогов". Наверное, при определенных обстоятельствах, для кого-то, она отчасти может быть и таковой тоже, однако ее основной смысл совсем в ином. 
Мы пишем, чтобы понять самим. 
А это происходит в любом возрасте и к подведению итогов имеет очень косвенное отношение.

Из моих прозрений о писательской жизни поделюсь следующим.
Есть такое понятие "писательская группа" или шире - "творческая группа". Очень многие известные писатели в какой-то период жизни входили в состав того или иного сообщества, как правило в начале творческого пути. Это вполне естественно - в начале очень важна поддержка. Так вот, эта группа может быть как неформальной (собрались пара друзей, чтобы подбадривать друг друга и делиться написанным), так и очень даже формальной - когда такие группы вырастают в кружки, объединения, организации... Несколько раз я пыталась создать такие вот группы тврческой поддержки, чтобы обмениваться и учиться вместе - и в интернете, и в реальной, как говорят, жизни (хотя творческая, именно творческая жизнь в интернете - уж куда как реальна). Но почему-то такие мои группы через несколько месяцев распадались. Меня долго мучил этот вопрос. А недавно меня озарило, что 
то, что я пытаюсь создать искусственно, у меня есть, и уже очень давно, только в гораздо более органичном, "непридуманном" виде. 
Это моя семья (муж, дочка и мама - сами талантливые писатели и очень внимательные читатели) и пара друзей, которые воспринимают мои опусы с энтузиазмом. А это все, что нам всем на самом деле нужно - поделиться с теми, кто открыт, кто ценит проявления творчества, кто не станет навешивать на тебя ярлыки, ограничения, не станет оценивать тебя, критиковать. С моей давней близкой подругой мы частенько стали обмениваться кусочками написанного. Сначала, много лет назад, я что-то стала слать - стихи, сказки, коротенькие эссе или статьи, интервью. Потом она стала писать такие потрясающие зарисовки из жизни, что я все время ей твержу: надо собирать книжку, пора! И вот этот живой обмен с творческими людьми, это и есть писательская группа, создать которую я мечтала. А с моим художником братом эта "группа" еще и более широкого плана - мы обмениваемся и вдохновляем друг друга, дополняя каждый своими талантами и умениями то, что создает другой! (При этом каждый из нас еще работает над не зависимыми друг от друга проектами.) 

И вот еще что подумалось. Ведь мои связи с женщинами-блогерами со всего мира - это тоже своеобразная творческая группа! Не только мы симпатизируем друг другу - мы поддерживаем и вдохновляем друг друга, и это мощнейшая поддержка!

Но не все так гладко, как это может показаться на первый взгляд. Да, поддержка важна. Да, когда хвалят - приятно. Да, критика не на пользу никому. Все это так. И тем не менее...
И тем не менее придет момент, когда ты как творческий человек, точно так же как Аня в моей сказке, должен будешь идти в одиночку. 
"Дальше ты пойдешь одна". 
Этот момент наступит обязательно, у каждого из нас (и не единожды!) - это момент, когда ты будешь опираться только на свое собственное вИдение и на свои собственные (внутренние) силы. Это тот самый момент, когда ты ждешь очередного поглаживания от того, кто гладил тебя снова и снова - и скорее всего к удивлению поймешь, что он тебя не вполне понимает, или может быть совсем не понимает, и что по большому счету ему сейчас не до тебя. И это нормально! Если твое внутреннее видение достаточно сильно, тебя это не смутит - и ты будешь продолжать двигаться. Если же оно недостаточно окрепло, то это тот самый момент, когда ты должен сделать выбор - и пусть даже тебе страшно и одиноко, но ты все равно выберешь двигаться вперед. Не потому что тебя похвалят и поддержат. А потому что есть только этот путь, и он твой собственный, и иначе нельзя, и ты это знаешь. 

Вот чем мне хотелось поделиться с вами в самой серединочке лета. Не нужно рассчитывать на общепринятые законы, правила - будь то правила композиции, жанра, или правила жизни! Разве интересно воссоздавать и пересоздавать то, что уже существует, во многих вариацих.
Гораздо ценнее прислушаться к себе, всмотреться вглубь, дать нашим внутренним росткам прорасти - и тогда обязательно выйдет на свет нечто уникальное, подлинное, своё! 
Пусть критики и искусствоведы потом ищут всему этому объяснения, красиво упаковывают в термины и категории, раскладывая по полочкам то, что бежит у нас в жилах. Пусть! Это их работа. Наша же работа - создавать.

Радостного лета вам, дорогие читатели и друзья! 
Поразительных открытий, открытий в самих себе, в мире, в людях вокруг вас!


No comments:

Post a Comment