Monday, April 24, 2017

Джейкоб Лоуренс: Самый известный афроамериканец в истории искусства США


Благодаря получившей широкое признание серии из 60 картин Migration Series (Цикл "Миграция"), в 23 года Джейкоб Лоуренс, что называется, проснулся знаменитым. Начало его жизни однако не предвещало такого стремительного развития событий. Он  родился в 1917 году, его родители решили переехать с юга страны на север в поисках лучшей жизни (что позднее отобразится в его картинах), но в 1924 г. они разошлись, и Джейкоба вместе с младшими детьми отдали в приемную семью в Филадельфии, прежде чем мать смогла забрать детей в Нью-Йорк, когда Джейкобу исполнилось 13 лет. В юности он любил копировать рисунки ковров в квартире матери, которая была в ярких красках, словно с полотен Матисса. Джейкоба записали на уроки рисования после основных уроков в школе, где его способности и были отмечены учителем. В 16 лет Лоуренс бросил школу и работал какое-то время разнорабочим, продолжая брать уроки по искусству. Остальное, как говорится, история.

Эта и все последующие фото картин - с выставки Jacob Laurence: Migration Series, 
Seattle Art Museum

В 1941 году Джейкоб Лоуренс окончил серию заказанных ему 60 панелей, которые изначально были названы Migration of the Negro, и лишь в 1990-е годы переименованы в Migration Series. Великая Миграция - так называется уникальное в истории событие, которое началось после Первой мировой войны и окончилось только в 1970-е годы, когда 6 миллионов афроамериканцев покинули родной Юг, и в поисках лучшей жизни отправились на Север (а также Мидвест и Запад, во второй части миграции, которая началась уже после Второй мировой войны). О масштабах явления судите сами. Если до 1910 года 90% афроамериканцев жили в сельской Америке, в южных штатах, то по окончании Великой миграции (самой массовой в мировой истории внутренней миграции, откуда и название) лишь 53 % оставалось на Юге, а 40% основались на Севере, причем в основном именно в городах, и 7% - на Западе. 


Нажмите на картину, чтобы увеличить

В прошлые выходные в музее искусств Сиэтла закрылась выставка, которая предоставила уникальную возможность увидеть всю серию Лоуренса целиком. И поверьте, она производит неизгладимое впечатление. Маленький зал, битком набитый любителями искусства. 60 небольших панелей, названных изначально "Миграция негров", теперь известная просто как "Миграция" - в 1993 году художник заменил в подписях к серии слово "негр", которое стало считаться оскорбительным, слишком много всего было с ним связано негативного, на "афроамериканец". Итак, начиная с 1916 года, афроамериканцы тысячами покидали Юг (всего с 1916 по 1930 г. покинуло 1,6 миллионов, а во вторую миграцию, начавшуюся в 1940-х и окончившуюся только в 1970-е, еще приблизительно 5 млн), где была невыносимая жизнь, не было работы, еды, и где вплоть до 1960-х гг существовало линчевание, - на Север, и одним из основных мест миграции был Детройт, так что для меня все связалось и с моей личной историей, ну и конечно же для моей дочери, которая в Детройте родилась.




И вот шаг за шагом, в этих 60 картинах, Лоуренс изобразил этот пласт американской истории. Цикл пробирает до мурашек по коже, и его, конечно же, нужно смотреть целиком, чтобы прочувствовать всю мощь и истории, и голоса художника. Как с Севера присылали агентов по труду, чтобы нанять работников, как огромные очереди ожидающих наполняли железнодорожные станции, как многие отправлялись на заработки в одиночку, прежде чем могли забрать свои семьи, как этих самых трудовых агентов ловили и кидали в тюрьмы, как на новом месте тоже приходилось несладко - люди от тяжких условий жизни болели туберкулезом, часто их нанимали на фабрики, которые простаивали, т.к. местные требовали повышения зарплаты, то есть на вновьприбывших конкурентов, согласных на более низвкую оплату, и тут нападали, избивали, взрывали их дома... 




И тем не менее миграция продолжалась, т.к. и условия труда, и условия жизни были на Севере лучше, чем на Юге. Дети могли ходить в школу, тогда как на Юге они были вынуждены работать сызмальства, помогая семье. Вот я рассказываю сейчас, а кто-то возможно подумает: да подобными историями богаты многие страны. Мы знаем из учебников. Но зачем нужно искусство? "Красивость", декоративность - лишь одна функция искусства, и безусловно не все что "красиво" является искусством, и не всякое искусство "красиво". Основной смысл искусства, мне кажется, в сопереживании. Искусство не рассказывает - оно показывает, оно погружает тебя так, что ты чувствуешь словно на своей шкуре не просто что там было, а как это было, и каково это было. И это показанное становится твоим личным переживанием, личным опытом, который ты не забудешь уже никогда.



Лоуренс писал казеиновой (яично-молочной) темперой, которую замешивал самостоятельно, чтобы краски не отличались от картины к картине. Он использует всего несколько цветов - они кажутся почти основными: красный, желтый, зеленый, немного голубого, и много коричневого. Стиль графичный, фактически плакатный. Деталей мало, и они, как и все в серии, подчинены главному замыслу художника. Громадный гвоздь в стене как пригвожденность, как необходимость. Это был заказ, и Лоуренс разработал и набросал композиции, и потом вместе со своей спутницей, на которой после женился, раскрасил все картины. Они были выставлены в музее в Нью-Йорке в 1941 г. (и до сих пор находятся постоянно в МоМА - музее современного искусства), и для нас это была редкая возможность увидеть всю серию целиком. Лоуренс сразу прославился и до сих пор остается самым известным художником-афроамериканцем в США. Он преподавал в нескольких университетах, и 30 лет жизни работал и жил в Сиэтле, где в 1970 г. начал преподавать в Университете Штата Вашингтон, так что многие его работы есть в местных музеях. Именно в Сиэтле Джейкоб Лоуренс закончил свой  жизненный путь в возрасте 82 лет в 2000 г.  По его серии "Миграция" была издана детская книга "Великая миграция" (я писала о детских книгах, проиллюстрированных знаменитыми худониками, ЗДЕСЬ) - и это неудивительно, ведь его графичный стиль очень близок к детскому рисунку. 

No comments:

Post a Comment