Когда писатели, художники - творцы! - говорят: "Я творю, потому что я не могу не творить", я прекрасно понимаю, о чем это. Иногда бывает даже больно - словно что-то тянет, ноет внутри тебя. Как сказала моя хорошая знакомая, талантливая художница Элсбет в одном из недавних онлайн разговоров: словно долго держишь вдох. Да! Нужно обязательно выдохнуть. Это именно такой же естественный двусторонний процесс. Как творческий человек, ты впитываешь в себя, впитываешь, вдыхаешь - и после какого-то времени этот переработанный уже в тебе воздух необходимо выдохнуть. Это и есть процесс творчества.
Как творческие люди, мы существуем фактически в четырех режимах.
1. Впитывание. Весна
Это может быть что угодно: от искусства до природы. У меня бывают периоды, когда я точно знаю, что мне сейчас нужно очень много гулять. И я хожу, хожу, фотографирую, впитываю в себя звуки, запахи, солнечный свет, воздух... Или периоды, когда я запоем смотрю фильмы. Или у меня сильная потребность в живой ворческой энергии других людей - тогда театры, постановки, пьесы, мюзиклы, концерты - что-то, когда перед тобой происходит этот самый процесс создания, это волшебство... Или периоды чтения - могут быть книги или блоги. Или хочется абсорбировать краски, цвета, формы - тогда музеи, альбомы, выставки, сайты по искусству. И все это периодами, иогда они пересекаются друг с другом, иногда они следуют один за другим. Никакого планирования тут быть не может - нужно только прислушиваться к себе.
2. Переваривание. Лето
Это тихий период, когда ты сосредоточен внутрь себя. Все извне мешает. Ты - отшельник. Что-то варится в тебе, перемешивается, утрамбовывается, чтобы потом выйти на-гора. Это когда уединения никогда не достаточно.
3. Творение. Осень
Это наиболее интенсивный и плодотворный период - пик. Когда все накопленное и переваренное тобой в 1 и 2 периодах находят воплощение в новом качестве. Ты как паук, который вьет паутинку из самого себя - из внутренних ресурсов, которые ты пополнил и переварил (осмыслил или как-то еще, более интуитивно, переработал внутри себя).
4. Отдых, покой. Зима
Об этом периоде почти никогда художники не говорят - не знаю почему. Наверное, потому что мы все взращены в мире, который зациклен на продуктивности. 5 дней работы и 2 отдыха. Иногда и того меньше отдыха. Когда я болела своим делом, своим драгоценным детищем несколько лет, моя работа была 7 дней в неделю каждую неделю. Очень редкие дни или часы отдыха. (Я надорвала силы, это было неправильно.) Это совершенно неверно и непродуктивно - отсда все эти заморочки с "понедельник - день тяжелый". От дисбаланса. По качеству, это должен быть столь же важный период, сколь и работа. И по количеству тоже - должен быть баланс во всем. 5:2 явный дисбаланс. Или вот еще: 11 месяцев работы и 1 отпуска. Это если повезло, а у многих и того меньше - 1 неделя, максимум 3. Тяжелейший дисбаланс. Быть художником хорошо уже потому, что ты сам находишь свой баланс. Он у каждого свой, уникальный. Но суть в том, что период покоя совершенно необходим, жизненно важен и сакрален. Только после этого периода ты готов вступить в новый цикл творческой жизни - выйдя из предыдущего отдохнувшим, обновленным.
Вот эти 4 режима и являются творческим циклом. Я это нигде не вычитала, хотя уверена, что так или иначе художники (я имею в виду в широком смысле слова) об этом говорят. Я к этому прихожу в результате собственного опыта жизни как творца - мне кажется, что интуитивно я всегда так и жила, даже учась в школе или универе, я брала дни "для себя", чтобы побыть в уединении, напитаться, восстановить силы. Создав в своей жизни 2 успешных дела, теперь, оглядываясь назад, я даже там вижу черты художника в себе - не бисзнес-леди, а именно художника! Я никогда не подходила к своему делу как к бизнесу. От одного этого слова я внутренне морщусь: не мое! Но ведь художник - человек дела! Это не праздная жизнь лежа на диване. Она может быть лежа на диване, но это не праздное времяпрепровождение, это тонкая, напряженная, сосредоточенная работа. А прожив последние 3+ года как творец, пронаблюдав саму себя, проговорив часы об этом с Джастином, я теперь и еще глубже понимаю свой собственный процесс. Самая главная часть этого процесса - доверять самому себе.
4 режима, о которых я написала, последовательны так же, как последовательны времена года. Но при этом ты как творческий человек можешь быть в весне однго творческого начинания и в осени или зиме другого. И таких начинаний может быть несколько. Как правило, творческие люди (creatives - in English) плодотворны более чем в одном виде творчества. И эти виды тоже меняются! Сейчас моя основная творческая энергия направлена на писательство, наряды и кулинарию. Но были периоды, когда я безумно горела садоводством, интерьерами, я шила и вязала как сумасшедшая. Но даже и внутри одного вида творчества существует много подвидов. Моя писательская энергия распределена на сказки, рассказы, кулинарное писательство (не знаю как это назвать лучше), блоги, дневники. Иногда из меня "прут" видеодневники. Или видеозарисовки. Иногда я рисую карандашом. И вот внутри этих видов или жанров режимы, или сезоны, могут пересекаться, накладываться один на другой, и т.д. Когда я горела созданием комьюнити - со школой, семейным клубом и культурным центром, - я в одно и то же время была занята фотографией и также очень, очень много писала, в различных жанрах, от эпистолярного до детских потешек, от блогов до дневников. Я создавала видео. А что-то отошло на задний план - не было почти никакого интереса к стилю, например, или готовке. Все это видоизменяется, перетекает одно в другое, и важно во всем только одно: прислушиваться и доверять себе. И это всё! Это единственный закон творческой жизни!
Я пишу (и шире - я творю) потому что я не могу не писать и не создавать! Это остановило бы кровь в моих жилах, скорее всего не метафорически, а вполне физически. Это все равно что сложить меня, живую, в коробку, со всеми моими выпуклостями сложить так, чтобы я туда уместилась, и накрыть крышкой. Жить так - да лучше совсем не жить. Но вся прелесть жизни в том, что в эту коробку никто на свете не может нас сложить, кроме нас самих. Это наша обязанность и наше право освободить себя. Наше и больше ничье! Другие могут поддержать, в лучшем случае. Чаще всего мы окружены десятками, сотнями людей, которые не понимают творцов. Может быть, восхищаются их творениями, может быть нет - но уж точно не понимают всего этого процесса. Чаще всего процесс этот мистичен и для самих художников, особенно поначалу. Но когда ты знаешь - внутри себя - что только этот путь твой, что в нем весь смысл твоей жизни - тогда ты учишься доверять ему, идти на свет, который маячит где-то вдали и манит тебя, но если присмотришься, то поймешь, что этот свет идет изнутри тебя самого.
No comments:
Post a Comment